Главная - Военное право - Правовое положение физических лиц институты брачно семейного права

Правовое положение физических лиц институты брачно семейного права


Вопрос 15 правовое положение населения в риме. Лица. Понятия правосубъектности.

3 статуса лица. Брачно-семейное право в риме:виды родства. Форма брака. Отцовская власть. Усыновление


Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан, затем — путем отпущения на свободу из рабства, а также посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате capitis deminutio maxima. Эта последняя (после различных исторических изменений) в эпоху Юстиниана наступала в случае присуждения к наиболее тяжелым уголовным наказаниям и пр., в случаях захвата римского гражданина во власть врагов или по крайней мере недружественного народа (впрочем, в случае последующего возвращения на римскую территорию такое лицо восстанавливалось во всех правах; это называлось ius postliminii).
Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conubii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу

4.

Правовое регулирование брачно-семейных отношений

При ответе на этот вопрос студенту необходимо на основе анализа конкретных положений ЗХ выделить от­личительные черты института брака и развода, норм, регулирующих отношения между членами семьи, обра­тив при этом особое внимание на то, что патриархаль­ная зависимость в вавилонской семье ограничивалась при определенных условиях, касались ли эти условия права жены «на вступление в дом другого мужчины» (ст. 136) или привода в дом наложницы (главным образом при бесплодии жены и по ее выбору (ст. 144—147) и пр. Сле­дует сосредоточиться и на характерных для ЗХ нормах о брачном договоре (ст.

155—158), об институте придано­го (ст. 176—184), о законных основаниях на развод и его последствиях для разведенной жены (ст. ст. 171, 175—176 и др.)

Статус физических лиц и основные институты брачно-семейного права по ФГК 1804 г.

12Такой категории как юридическим лицам, кодекс не уделял внимание.

136—144) и др. Брак в Вавилоне, как уже говорилось, не носил ярко выраженного сословного характера. Здесь допускались смешанные браки свободных и рабов (о «либеральных» последствиях такого брака см.
Субъектами гражданских правоотношений являлись только физические лица. Статус физических лиц определялся государством (гражданство), так как кодекс не распространялся на иностранцев, это свидетельствует о том, что Франция не достигла еще необходимого развития в этой области права. Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения которого необходимо было выполнить ряд условий: · взаимное согласие супругов (как в любом договоре — принцип согласия обязываемой стороны); · достижение брачного возраста (для мужчин — 18 лет, для женщин — 15лет); · не состоять в другом браке; · согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын — 25 лет, дочь — 21 год).
Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства.

Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть:

Правовой статус физических лиц, институты брачно-семейного права по Институциям Гая и Дигестам Юстиниана.

Стр 15 из 16 Правовое положение населения определялось тремя важными критериями: свобода, гражданство, семья. I Статус свободы делил все население Рима на: · Свободных.

Только они были полноправными. Ø Вольноотпущенники – бывшие рабы, которые получили свободу законным образом (по завещанию, вследствие занесения в цензорские списки).

Могли стать полноправными римскими гражданами.

· Рабов. Источники: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопродажа за долги, наказание за преступления. Рабы лично отвечали за совершенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания. Рабы получают право на имущество — пекулий (часть имущества хозяина, которое предоставлялось рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности).

С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам.

6. Институты брачно-семейного права в законах Ману и Артхашастре.

овладение девушкой когда она спит.Первые четыре вида брака считались законными и развод по ним не допускался.

Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Признается право рабов на семью, допускался брак римской граждански с рабом (но она становилась рабыней).
Помимо получения выкупа за невесту, род невесты давал ей приданое, размер которого строго регламенти­ровался, не было ограничений только в украшениях. Имущест­вом семьи управлял муж, но наследование его осуществлялось детьми раздельно. При разводе, на который требовалось согласие обоих супру­гов, за исключением законных случаев (болезни, преступлений, пострижения в монахи и т.п.), полагалось проводить имущест­венную реституцию: муж получал брачный выкуп, жена — свое приданое.Власть мужа в семье была традиционно большой.

В Веди­ческую эпоху она была абсолютной, но в эпоху шастр — уже существенно ограничена:

«Муж обязан обучать жену хорошему поведению, сам воз­держиваясь от употребления таких слов, как «

голая» или «совсем голая», «уродка», «без отца и без матери».

Он имеет право уда­рять ее три раза по спине рас­щепленной бамбуковой тростью или же веревкой, а также рукой.

Основные институты семейного права

— это добровольный союз мужчины и женщины, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Российское законодательство устанавливает условия вступления в брак, соблюдение которых необходимо для регистрации брака. К ним относятся: ) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак. В РФ не допускаются однополые браки.

Так же запрещено какое-либо принуждение лиц, вступающих в брак (угроз, психического и физического насилия), их воля должна быть выражена лично и свободно.

В уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за принуждение женщины к вступлению в брак.

Согласно п. 3 ст. 23 Международного пакта 1966 г. ≪О гражданских и политических правах≫ ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в брак.

Брачно-семейное право России имперского периода: историко-правовой анализ

Вид курсовая работа Язык русский Дата добавления 20.12.2013 Размер файла 37,4 K Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/ 1. Брачно-семейное право России от петровских времен до начала XIX века 1.1 Регулирование брачных отношений в России до начала XIX века Семейное право дореволюционной России прошло долгий путь развития, представляя результат действия русского обычного права, византийских светских законов, церковного права и европейского законодательства. Важные изменения в сфере семейного права произошли в XVIII в., когда на развитие русского законодательства большое влияние оказало европейское право.

Общая характеристика книги I»О лицах».

Статус физических лиц по ФГК. Брачно-семейное право

Первая книга «0 лицах» переводила такие общие принципы буржуазного права, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Согласно ст. 8 ГК, «всякий француз пользуется гражданским правом».

Таким образом, принцип формального равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью, ибо это было условием функционирования самого капиталистического способа производства. В ст. 7 специально подчеркивалось, что осуществление гражданских прав не зависит от «качества гражданина», которое определяется в конституционном законодательстве. Гражданские права, предусмотренные кодексом, не распространялись лишь на иностранцев.

Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица.

Это объяснялось тем, что в начале XIXв. тенденция к централизации производства и капитала еще не получила своего полного развития, и буржуа выступал в имущественном (гражданском) обороте, как правило, индивидуально.

4. Брачно-семейное право

Из дошедших до нас положений Законов XII таблиц студент может прийти прежде всего к аргументирован­ному выводу о патриархальном характере древнеримс­кой семьи.

К сожалению, до нас дошли далеко не все нормы Законов XII таблиц по семейному праву, однако такой важнейший институт архаического права, как отцовская власть, и некоторые нормы о власти мужа над Женой представлены в сохранившихся отрывках Зако­нов достаточно полно.

Для оценки характера отцовской власти (patriapotestas) студенту необходимо изучить IV таблицу Законов, обратив внимание на две нормы, фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына (IV.

1—2а) и его право продать своего сына в раб­ство (IV.